Особенности налогообложения при отчуждении доли в уставном фонде хозяйственного общества
С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса, в которой, среди прочего, нашло свое отражение логичное продолжение положений Указа Президента Республики Беларусь № 488, в части возможности контролирующих органов корректировать налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора). Речь идет о п. 4 ст. 33 Налогового кодекса. Опубликовано Разъяснение Верховного Суда Республики Беларусь, которое дает общее представление о возможных подходах к применению положений, изложенных в вышеуказанной статье. Учитывая положения п. 4 ст. 33 Налогового кодекса, возникает вопрос: существуют ли какие-либо риски, связанные с отчуждением доли в уставном фонде на условиях, изложенных выше? Существенность вопроса возрастает пропорционально разнице, на которую отличается стоимость продажи доли от стоимости чистых активов. Данный вопрос актуален, поскольку в случае выхода участника из общества он имел бы право претендовать на получение действительной стоимости доли. Действительная стоимость доли участника хозяйственного общества соответствует части стоимости чистых активов этого общества, пропорциональной размеру его доли. У контролирующих должностных лиц может возникнуть вопрос: есть ли деловая цель в том, чтобы уменьшать свои доходы или же такая сумма сделки связана с желанием уплатить меньше налогов в бюджет. В соответствии со статьей 97 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» отчуждение участником общества с ограниченной ответственностью своей доли (части доли) в уставном фонде общества третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом этого общества. В силу положений пункта 4 статьи 424 Гражданского кодекса Республики Беларусь возмездный переход доли в уставном фонде общества к третьему лицу осуществляется в том числе на основании договора купли-продажи. Согласно пункта 1 статьи 394 Гражданского кодекса Республики Беларусь расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. При этом в предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из норм действующего законодательства Республики Беларусь, продажа доли в уставном фонде может быть произведена по любой согласованной между продавцом и покупателем цене. Эта цена может быть сформирована любым образом и может быть выше или ниже фактического вклада продавца-участника в уставный фонд общества, доля в котором продается. Важно отметить, что ни гражданским, ни налоговым законодательством Республики Беларусь не установлено требование об обязательном соответствии цены реализации доли в уставном фонде хозяйственного общества, рассчитанной на основе стоимости чистых активов. В связи с этим, по общему правилу, стороны вправе установить любую цену, не зависимо от действительной стоимости доли, определяемой из стоимости чистых активов общества. В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований: основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Руководствуясь упомянутой нормой, налоговые органы могут скорректировать налоговую базу, если в ходе проверки выявят получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Указывая на необоснованность налоговой выгоды, налоговые органы могут предположить, что:операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;учтенные операции не обусловлены целями делового характера. То есть установят, что искажены сведения о сделке с долей либо, что основной целью этой сделки являлась неуплата налога. Таким образом, данной нормой фактически установлен запрет для налогоплательщика уменьшать налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в случае, когда основной целью совершения сделки (операции) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога. В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная объяснимая хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером операции с целью налоговой экономии может служить бизнес-решение, не свойственное предпринимательскому обороту и которое не может быть обосновано с точки зрения предпринимательского риска, фактически совершенное не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования. Результатом такого интерпретирования ситуации налоговыми органами будет доначисление продавцу налога в таком размере, как если бы он продал свою долю по действительной стоимости, исходя из стоимости чистых активов.